www.migracio.ru

История изучения миграции в социологии и этнологии, проблем социальной адаптации и интеграции иммигрантов

История изучения миграции в социологии и этнологии (по Акерману)

История изучения миграции в социологии и этнологии, проблем социальной адаптации и интеграции иммигрантов

Изучение миграции носит широкий междисциплинарный характер. Основные науки, с которыми в этой связи граничит этнология – социология развития, социология миграции, история, демография, урбанистика и др. Маргинальное положение исследований миграции в этнологии обусловлено отчасти самой спецификой поднимаемых здесь проблем, не совместимых с «доминирующей функционалистской равновесной моделью общественного порядка» (Ackermann A., 1997, S.2). Речь идет об обсуждении вопросов перемен, нестабильности, развития – часто сложные и неприятные темы, требующие серьезного осмысления этических аспектов.

А. Акерман предлагает следующую пространственно-временную модель развития исследования миграции в социальных науках (Op.cit.):

1) 1920-1940 гг. Деятельность представителей Чикагской социологической школы по изучению последствий миграции в города США из европейских стран и адаптации мигрантов из сельской среды к «типично городским» условиям жизни.
2) 1930-1960 гг. Изучение последователями американской школы Культурной антропологии в странах Латинской Америки противоречий образа жизни сельского и городского населения, обнаруживающихся в процессе урбанизации.
3) 1940-1960 гг. Исследования последователями Манчестерской школы социальной антропологии последствий трудовой миграции для социальной структуры и систем родства в Центральной Африке.
4) 1960-1970-е гг. Сосредоточение исследовательского интереса на экономических и политических аспектах изучения миграции, тогда как проблемы культуры как бы уходят на второй план.
5) С 1980-х гг. Усиление интереса к культурным факторам, обращение к изучению вопросов этнической и национальной идентичности в контексте национального государства как катализатора процессов миграции и самоидентификации.

Ниже мы вкратце остановимся на основных этапах развития науки, выделенных Акерманом.

Чикагская школа

migration

Последователи Чикагской школы социологии, заложившие важные основы, определившие дальнейшее развитие всех общественных наук, стали во многом первооткрывателями и в исследованиях по проблемам миграции. США, в которых со второй половины XIX в. все большую роль начинает играть фактор миграции, в корне изменивший культурный облик страны, стали тем полем, на котором было суждено возникнуть новому научному направлению. Парк, Берджес и Маккензи в своем анализе процессов интеграции мигрантов из Европы в североамериканских городах применили эволюционное учение Ч. Дарвина, а точнее социал-дарвинизма Г. Спенсера, рассматривая городскую среду как своего рода экологическую систему взаимосвязанных организмов, связанных отношениями конкуренции и зависимости (Ackermann A., 1997, S.3; Hoffmann-Nowotny, 1988, S.22 ). Парк, его ученики и последователи рассматривали процесс адаптации и интеграции с точки зрения индивида, помещенного в новое культурное окружение, к которому он должен приспосабливаться. Логической целью интеграции в таком виде является ассимиляция, якобы неизбежная конечная ступень процесса одностороннего воздействия принимающего общества на представителей пришлой культуры. Процесс адаптации, таким образом, должен приводить к деструкции прежних культурных установок и идентичности. Тем самым иммигранты превращаются в «американцев», подтверждая универсалистскую идеологию «плавильного котла» (Ackermann A., 1997, S.3). Согласно мнению некоторых представителей Чикагской школы, жизнь в городской среде ведет к формированию человека, у которого традиционные социальные и родственные отношения вытесняются отношениями, основанными на рациональных интересах.

Школа культурной антропологии

Новой исследовательской парадигмой с 1930-х гг. становится изучение различий между городским и сельским образом жизни в странах Латинской Америки, прежде всего в Мексике и Гватемале. Наибольшую известность в этой связи заслужили исследования Р. Рэдфилда. Представления сторонников американской школы Культурной антропологии о процессе модернизации были ориентированы на городскую среду. Различия между городом и селом представляются в противопоставлениях: «развитый – отсталый», «современный – традиционный» и т. д. На вооружение была взята идея о диффузии прогрессивных тенденций из города в деревню, из развитых стран – в малоразвитые. Процесс миграции в этом контексте представлялся как перенос человека из одной социальной среды в другую при одновременном принципиальном изменении социальных отношений. (S.7) Последователи Рэдфилда в дальнейших исследованиях обнаружили, что интеграция приезжих из села в городе имеет более сложный характер. migration

Интерес британских ученых к проблемам миграции был вызван происходившими в тогдашних колониях Великобритании в Центральной Африке быстрыми социо-культурными переменами. Объектом исследования представители Манчестерской школы социальной антропологии также избрали городскую среду, которая формировалась в активно растущих центрах британской колониальной власти. В основе подхода М. Глюкмана и др. лежал опять же анализ адаптации сельских мигрантов, происходящих из традиционной племенной среды, к городскому образу жизни. Одним из существенных выводов исследований Манчестерской школы, стало осознание того, что в городской среде меняется значение этнокультурной принадлежности. На селе социальное взаимодействие определяется реальными социально-экономическими потребностями, речь идет о включении в политическую систему и круг родственников в процессе повседневной деятельности. Поэтому символическое и социальное значение культурных особенностей в сельской среде невелико. В городе же человек действительно сталкивается с культурным разнообразием. Здесь формируются осознанное этническое обособление, представления о конкуренции различных этнокультурных групп и этностереотипы, возникают общественные объединения на этнической основе. Также большой заслугой представителей Манчестерской школы является развитие концепций ситуационного и сетевого анализа, последний из которых до наших дней сохраняет свое значение в изучении миграции (S.8-10).

Миграция в экономической плоскости

Массовый приток мигрантов после Второй мировой войны в наиболее развитые капиталистические страны был воспринят научным сообществом в рамках модернизационной парадигмы в духе «свободы перемещения труда и капитала». Поэтому с 1960-х гг. интерес к культурным аспектам в исследовании проблем миграции в значительной мере ослабевает, и наибольший приоритет получают исследования экономических и политических вопросов. Мигранта начинают все больше воспринимать в совокупности таких индивидуальных характеристик, как возраст, пол, семейное положение и экономический статус. Тогда же возникают теории о стратегиях адаптации, ассимиляции, интеграции, механистически представляющие образ мигранта. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. разрабатываются концепция отстающего развития стран Третьего мира Франка и мир-системная модель Валлерстaйна, теории отстающей от урбанистического центра аграрной периферии. Свое отражение эти концепции получают и в этнологических исследованиях. Многие ученые обращаются к оценке колониального наследия, изучению влияния миграции на традиционные институты родства, гендерные отношения. Со второй половины 1970-х гг. увеличивается интерес научного сообщества к изучению многочисленного пришлого населения в странах, привлекавших иностранную рабочую силу; речь идет о так называемых исследованиях «гастарбайтеров» и межэтнических отношений (race relations) (S.11-13). migration

В рассматриваемый период для этнологического изучения миграции открываются совершенно новые перспективы. Во-первых, в магистральных направлениях исследований прекращается англосаксонское доминирование, в них вовлекается все большее число ученых из разных стран. Во-вторых, объектом исследования этнологии отныне становится развитое общество, сфера, в которой долгое время безраздельно властвовала социология. Научное направление «anthropology at home» не только внесло заметный вклад в исследование проблем иммигрантских меньшинств, но и позволило совершенно по-новому взглянуть на жизнь современного общества, открыло новые исследовательские и институциональные возможности для социальной антропологии.

Современные тенденции в миграциологии

С 1980-х годов в этнологическом изучении миграции происходят существенные перемены, обусловленные целым рядом факторов: внутреннее развитие этнологии как науки; философское переосмысление действительности в духе постмодернизма, отразившееся во всех сферах общественных наук; изменение общественных реалий, самого исследовательского поля. В этот период увеличивается международная мобильность населения, в значительной мере утрачивают свою функцию государственные границы, обостряется проблема беженцев, большинство временных трудовых мигрантов предпочитает остаться в богатых странах, приглашавших иностранную рабочую силу, накапливается критическая масса иностранных граждан, проживающих за пределами родины, что ставит под сомнение устаревшие концепции адаптации, аккультурации и т. д. При этом во многом меняется сам характер этнической идентичности, которая теперь стала более динамичной и условной. В то же время обнаружилось существование групп, несмотря на относительно долгое пребывание в принимающей стране, продолжающих сохранять изоляцию. Также оказалось, что процесс интеграции не имеет одностороннего характера, что и само принимающее общество меняется в контакте с инокультурными иммигрантами. В связи с новыми переменами в научный оборот вошел термин «транснациональность», по-новому было осмыслено понятие «диаспоры», которое оказалось теперь весьма востребовано и относится далеко не только к так называемым «классическим диаспорам». Понятие «общности», прежде воспринимавшееся чаще относительно какого-либо места, приобрело за счет учета сетевого обмена информацией и предметов смысл экстерриториальности. В этнологии в целом происходит постепенное замещение термина локализованной культуры понятием идентичности (S.19). migration

В качестве важного итога исторического развития исследований проблем миграции можно назвать всеобщую «этнологизацию», которая, впрочем, является общей тенденцией для общественных наук в целом. Вместе с идеями и классическими методами этнологии, такими как, например, включенное наблюдение, в общественные науки проникают и вновь разработанные методы. Таковыми стали, в частности метод «преследования» и «мультилокальная» этнография.

Только с 1980-х гг. социальные и культурные аспекты изучения миграции становятся предметом общественных наук в России. Это происходит, во-первых, потому, что становятся возможными социологические исследования вообще, а также в связи с тем, что миграция утрачивает прежде организованный характер. Переселения совершаются отныне не по разнарядке из Москвы, не по направлению на производственный объект, но все больше по собственному желанию граждан. Работы зачинателей социологического изучения миграции, таких как Рыбаковский, Заславская и др., в силу определенных причин, не «дотягивали» по своему научному уровню до произведений ведущих исследователей из США, Германии, Франции и других западных стран. И по сей день изучение проблем миграции в нашей стране продолжает отставать, и не в последнюю очередь по причине интеллектуальной изоляции российского научного сообщества.

***

В данной схеме история миграциологии представлена в самом общем виде, в ней представлены только магистральные направления исследований. Естественно, в определенной мере тема миграции затрагивалась и в работах уже упомянутых представителей учения о культурных кругах, некоторое внимание ей уделяли даже такие классики социологии, как Г. Зиммель, Ф. Тённис, М. Вебер, Э. Дюркгейм (Hoffmann-Nowonty, 1988, S.24-26), не говоря уже обо всех прочих. Однако при этом не было речи о создании основательной научной теории миграции, их вклад в развитие этого направления не имеет существенного значения.

Литература:

Ackermann A. Ethnologische Migrationsforschung: ein Ûberblick. // Zeitschrift für Kulturwissenschaften. Ethnologie der Migration. Ausg. 10. Winter 1997, S.1-28
Hoffmann-Nowotny H.-J. Paradigmen und Paradigmenwechsel in der sozialwissenschaftlichen Wanderungsforschung. In: Jaritz G. und A. Müller (Hrsg.) Migration in der Feudalgesellschaft. – Frankfurt-am-Maim, N.Y., 1988

Из диссертации К.В. Корякина «Социальные и культурные аспекты адаптации мигрантов-армян в Краснодарском крае (1988-2006 гг.)», Москва, 2007

Автор: Кирилл Корякин
Дата публикации: 27.11.2013
Перепечатка без активной ссылки запрещена



Поделитесь ссылкой с друзьями:

При полном или частичном размещении наших статей на своих ресурсах,
обязательно поставьте активную ссылку на источник.
Мы отслеживаем, нарушение авторских прав в отношении наших материалов и пользуемся услугами юридической фирмы.
<a href="http://www.migracio.ru" target=_blank> Иммиграция в Россию и из России </a>